Счастье причастия к великому духовному событию
Недавно в Северной столице, по благословению Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла и митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия, прошли дни памяти Петербургских новомучеников. Одним из организаторов памятных мероприятий стал Благотворительный фонд «Иоанновская семья». А одним из главных событий торжеств – премьера оратории «Страдалец до Голгофы», посвященная памяти о свмч. Вениамине, митр. Петроградском, и иже с ним пострадавших, которую город обсуждает по сей день.
Возвращаясь к событиям Памятного вечера в Большом зале Филармонии, в рамках которого прозвучала оратория, предлагаем вам вспомнить основные моменты этой удивительной духовной творческой встречи. Вашему вниманию – небольшой обзор Вечера и фоторассказ, запечатлевший не только торжественность мероприятия, глубину события и красоту произведения. Предлагаем вам ощутить всю полноту впечатлений от Вечера вместе с его гостями, в числе которых организаторы, труженики, волонтеры, участники Фонда, прихожане Иоанновского монастыря Санкт-Петербурга, отцы Иоанновской семьи из разных концов мира.
Любовь вне времени и убеждений
Напомним, ораторию исполнили Академический симфонический оркестр филармонии под управлением Михаила Голикова, при участии хора духовенства Санкт-Петербургской митрополии и женского камерного хора Quellen. Текст читали народный артист России Александр Галибин, заслуженная артистка России Ирина Савицкая, иерей Сергий Чекоданов и протодиакон Сергий Шамберов.
Режиссером Вечера памяти выступил народный артист России Александр Галибин. «Для меня большая честь прикоснуться к духовному подвигу митр. Вениамина, большая внутренняя ответственность не только как режиссера-постановщика, но и как человека, – сказал артист перед премьерой. – Хочу сказать спасибо всем, кто стоял у истоков этой идеи, и горжусь тем, что я внутри этого великого духовного события».
Ключевым моментом Вечера стал приезд Святейшего. Его участие в подготовке Вечера началось несколько лет назад, когда он благословил инициативную группу почитателей памяти митр. Вениамина. В своем выступлении Патриарх напомнил о событиях, разворачивавшихся 100 лет назад в Петрограде. Он отметил, что митрополит-мученик «стал правящим архиереем в Петрограде в смутное, очень тревожное для нашей страны время – сразу после Февральской революции 1917 года, и воспринял жребий нового служения со свойственным ему горением сердца и ревностью, сознавая тяжелейшую ответственность, которая ложилась на его плечи.
Народ искренне полюбил своего архипастыря. Он был удивительным человеком, и многие отмечали его евангельскую простоту в обращении, кротость, отзывчивость, любовь к людям вне зависимости от их знаний и убеждений. А ведь последнее было особенно важно для того тревожного времени, когда страна буквально бушевала, охваченная политическими страстями, когда политические взгляды становились преградой для нормального человеческого общения. Люди уже не могли общаться со своими политическими противниками, а вот владыка умел, поверх этих человеческих преград и конфликтов, по-доброму относиться ко всем вне зависимости от их взглядов – особенно к своей пастве, среди которой в то время тоже были разные люди».
Слова, полные силы и величия духа
Центральный элемент литературной основы оратории – письмо митр. Вениамина, написанное им в камере смертников после вынесения приговора. Это письмо в годы гонений стало своеобразным завещанием «народного» митрополита верующим: его переписывали и перепечатывали, за его хранение или распространение грозило серьезное наказание вплоть до высшей меры. Но письмо распространилось по всей России и за ее пределы.
Этот документ мог бы, наверное, быть поставлен в один ряд с апостольскими посланиями, как и личность самого митрополита – в один ряд с мучениками-первохристианами, на которых митр. Вениамин так хотел быть похожим в детстве. Избранный народом и Церковью иерарх посвятил жизнь сохранению русского православия в эпоху катастрофических перемен начала XX века.
Без паствы нет Церкви, и, видя свою главную цель в сохранении этой целостности, митрополит Вениамин шел, казалось бы, компромиссным путем аполитичности. Но когда ему предложили предать христианский идеал, но спасти физическую жизнь, святитель без колебаний выбрал идеал и с твердостью принял оклеветание и мученическую кончину.
Опасаясь за жизнь адресата письма прот. Петра Ивановского, митр. Вениамин завершает послание словами «Прошу уничтожить». Промысел Божий сохранил для верующих, у которых отняли пастыря, его предсмертные слова, полные силы и величия духа, и этого уже никто не смог отнять.
Покаяние православного Петербурга
Музыку оратории написал петербургский композитор Михаил Малевич. Строгие темы церковных песнопений сменялись тревожными диссонансами, иллюстрирующими раздор и кровавые потрясения начала XX века. Гулкие партии ударных напоминали о страшном стуке в дверь, который раздавался в домах арестованных по «петроградскому делу» – звуке, который делил жизнь на до и после.
Сопровождала исполнение мультимедийная композиция, составленная из портретов четверых новомучеников и фотокопий письма – последних слов, написанных рукой святителя-мученика.
«Трудно, тяжело страдать, но по мере наших страданий избыточествует и утешение от Бога». Через 100 лет на том же месте, где был произнесен смертный приговор, при стечении двух тысяч неравнодушных петербуржцев, под теле- и фотокамерами звучала похвала владыке, пострадавшему за русское православие даже до смерти. Вечер, задуманный организаторами как акт покаяния православного Петербурга, состоялся.
Подготовила Диана Колычева, Иоанновская община СПб.
Фото: Александр Шеин, Светлана Воробьева, Диана Колычева,
Ольга Дмитриева, Иоанновская община СПб.