Благотворительный фонд

Иоанновская семья

Главная Благотворительный фонд Новости Фонда «Сама взяла Я скипетр и державу»: с праздником иконы Божией Матери «Державная»!

«Сама взяла Я скипетр и державу»: с праздником иконы Божией Матери «Державная»!



Икона Божией Матери «Державная», с. Коломенское. Лики Богоматери и Богомладенца.

Дорогие братья и сестры! Уважаемые благотворители, жертвователи и волонтеры нашего Фонда! Поздравляем вас с днем памяти иконы Божией Матери «Державная»! 

Сегодня в часовне Державной иконы Божией Матери, возведенной на родине св. прав. Иоанна Кронштадтского в с. Сура Архангельской обл. и входящей в состав архитектурного ансамбля «Пояс Пресвятой Богородицы», был отслужен праздничный молебен с акафистом пред Ее чудотворным образом. Богослужение, за которым Царице Небесной молились местные жители, возглавил клирик Сурского Иоанновского женского монастыря иерей Кирилл Франков.


 Фото мат. Тихоны, старшей монахини Сурского монастыря. 
Еще несколько фото см. в галерее в конце публикации.

Все важнейшие исторические события из жизни народов Святой Руси так ясно связаны с благоговейным почитанием Пресвятой Богородицы и горячей верой в спасающий Покров Ее, которая никогда не оказывалась посрамленной, что Россия с полным правом именовала себя «Домом Пресвятыя Богородицы», или «необоримым Богородицы состоянием»(«достоянием»).

В самые опасные и критические моменты исторического бытия нашего государства, по слезной, покаянной молитве наших людей, Пречистая Матерь Божия всегда приходила ему на помощь. Россия всегда была как бы Домом Ее, в котором Она постоянно обитала, который защищала и покрывала.

И это Свое незримое, но тем не менее для всех верующих людей всегда реально ощутимое присутствие на нашей земле Она являла через многочисленные Чудотворные Иконы свои, которые благоговейно чтились народом как видимые знаки, символы Ее невидимого присутствия и покровительства.

По искренней вере людей, от икон этих источались бесчисленные чудеса, и по горячей, пламенной, покаянной молитве перед ними, Пресвятая Богородица не раз спасала наши земли от страшного разорения, а народ – от уничтожения.


Та самая икона Божией Матери "Державная", которая была явлена в день появления информации об отречении императора Николая II.

Страшное и переломное в судьбе страны и людей событие произошло в Российской империи 2/15 марта 1917 года: появилась информация, что император Николай Александрович отрекся от престола, вынужденный к этому многочисленными «просьбами» генералитета и тогдашних руководителей Российского общества. Он оказался предан всеми теми, кто окружал его, и даже члены императорской фамилии отвернулись от него и присягнули на верность временному революционному правительству. И, можно сказать, что именно с этих дней начала раскручиваться та кровавая мясорубка, которая впоследствии унесла миллионы жизней.

В этот день закончилась эпоха, начавшаяся в 1613 году избранием на царство Михаила Федоровича Романова.

В этот же день 2/15 марта 1917 года произошло другое, не менее важное, чудесное и знаменательнейшее событие – Обретение иконы Пресвятой Богородицы «Державная».

Одной женщине, крестьянке Бронницкого уезда, Жирошкинской волости, деревни Починок, Евдокии Андриановой, проживавшей в слободе Перерве, в феврале 1917 г. было явлено два сновидения. Вот, что пишет об этом событии митрополит Московский и Коломенский Тихон (Белавин), (позже - патриарх Московский и всея России) в Донесении Священному Синоду:

«2 марта с.г. явилась к приходскому священнику крестьянка Бронницкого уезда, деревни Починок, Евдокия Андрианова, проживающая в Перерве, и сообщила о своих двух сонных видениях, бывших: одно – 13 Февраля, в чистый Понедельник, ей было сказано: «есть в Коломенском большая черная икона, её нужно сделать красной и пусть молятся»…».

Сюжет второго видения – 26 февраля – напрямую как бы не имел отношения к обретению «Державной», однако существенным в нём было: «белая церковь» и то, что торжественно восседавшая в этом храме Женщина, рядом с которой «по сторонам присутствовали два иеромонаха» величественно вышла из храма, причём «самый выход был как бы из подвала, а не из парадного хода храма».



Храм Вознесения Господня. 1532 г. Коломенское.

Эта шатровая церковь была построена Великим Князем Василием III в честь рождения царя Иоанна Васильевича IV.

Далее владыка Тихон сообщает: «Выслушав заявление Андриановой, священник пригласил её в храм, где показаны были ей все иконы, находящиеся на своих местах в ризах; осмотрев их, Андрианова спросила, нет ли где ещё икон?

На этот вопрос – священник приказал церковному сторожу и бывшему в храме прихожанину принести из подвала самую большую икону; когда её принесли, то на ней от осевшей пыли не было видно лика, тотчас же промыли икону, и на ней оказалось изображение: «Царицы Небесной, восседающей на Царском Троне, в руках имея скипетр и державу в красной мантии, на голове корона, на коленах Божией Матери – Благословляющий Спаситель».

Лик Богоматери был необычайно строг и скорбен. Андрианова, находя, что эта икона вполне соответствует её видениям, тотчас же попросила отслужить молебен, – и с этого времени стала разноситься слава об иконе среди всех окрестных жителей и весьма многие прибегают к помощи Царицы Небесной…».

Очевидно, тот факт, что раба Божия Евдокия спросила о других иконах, свидетельствует о том, что видение было столь ярким и сильным, что она нисколько и не сомневалась – икона находится именно в этой «белой церкви» (шатровый храм в Коломенском трудно спутать с другим). 

Мы можем себе представить, как это было. Проживала Евдокия Андрианова в своем доме в слободе Перерва, вблизи железнодорожной станции и Николо-Перервинского монастыря. Расстояние между Перервой и Коломенским – не рукой махнуть, идти много километров – и через Москву-реку, по снегу и льду (по современной карте Москвы – расстояние примерно между станциями метро «Печатники» и «Коломенское»), она шла в чужой приход.

Если и знаком был священник, нужно было улучить момент, рассказать, объяснить так, чтобы прочувствовал и не отмахнулся. Исполнила.

Найденная икона Божией Матери сразу получила название «Державной».

Село Коломенское – древняя вотчина, наследственное владение Московских великих князей, затем царей. По видению Евдокии Андриановой, здесь в белой церкви «в стене образовалась брешь, куда пошла Царица Небесная», покидая храм. Отметим, что икона в Коломенское попала (в неизвестное время и по неизвестной причине) из иконостаса одной из церквей Воскресенского монастыря Кремля (обитель, усыпальница великих княгинь, пострадала во время боев в 1917 году, взорвана в 1929-м). Икона написана не позднее конца XVIII века. Сюжет «Державной» не похож ни на какие иные Богородичные иконы. Владыка Тихон отметил: «Образ имеет отчасти сходство с изображением иконы «Киево-Печерския Божия Матери». В Киев эта чудотворная икона была привезена из Константинополя строителями Успенской церкви в 1073 году. Она пропала после взрыва Великой церкви в 1941 году. При некотором сходстве на Цареградском образе нет символов царской власти.



Икона Пресвятой Богородицы «Державная». Конец XVIII – начало XIX века.

Русский народ воспринял обретение «Державной» как милость и утешение, дарованные Царицей Небесной, принявшей на Себя символы царской власти – скипетр и державу, тем подарив надежду на воскресение России.

Было собрано 1500 рублей, образ отреставрировали в иконописной мастерской Алексеевского девичьего монастыря и поместили в вызолоченный иконостас. Владыка Тихон сообщал: «Означенная икона Богоматери, по усердию богомольцев, ныне износится не только по окрестным селениям, но и по Московским женским монастырям и приходам для возношения молений пред Нею». При этом владыка констатировал: «О чудесах же от иконы не было заявлено». Народ шел к иконе с покаянием, в котором лишь и может быть спасение Руси…

Весть о явлении чудотворной иконы, как и новость об отречении Государя от Престола, быстро пронеслась по окрестностям, проникла в Москву и распространилась по всей России. Большое количество богомольцев стало стекаться в село Коломенское.

Одним из них был московский профессор И. М. Андреев. Вот что он писал о первой своей встрече с образом: «В трепете и страхе, с мольбой о прощении, упал я ниц и после троекратного земного поклона приложился к иконе. Долго, молча, сосредоточенно, внимательно, с сердцем, захлебывающимся от горьких слез покаяния и сладких слез умиления и благодарности, смотрел я на дивную икону, овеянную духовным благоуханием святости и тонким физическим запахом розового масла».

Спустя какое-то время «Державная» икона явила чудо обновления. И. М. Андреев был свидетелем и этого.

«Через несколько недель, – вспоминал он, – мне вторично удалось побывать в селе Коломенском, и я был глубоко потрясен изменением иконы: она сама собой обновилась, стала светлой, ясной и... «красной», так как особенно стала бросаться в глаза царская порфира, как бы пропитанная кровью. Зная исключительную силу веры и молитвы государя Николая II и его особенное благоговейное почитание Божией Матери... мы можем не сомневаться в том, что это он умолил Царицу Небесную взять на себя верховную царскую власть над народом, отвергшим царя-помазанника».

Чтобы дать возможность всем желающим поклониться новому образу, его стали возить по окрестным храмам, фабрикам и заводам, оставляя в Вознесенской церкви только в воскресные и праздничные дни. Икона побывала в Марфо-Мариинской обители в Замоскворечье, где ее торжественно встречала основательница и настоятельница обители великая княгиня Елизавета Федоровна.



Державная икона Божией Матери из храма Святителя Николая в Хамовниках (Москва).

Обретение «Державной» произошло через четыре месяца после того, как святитель Тихон был возведен на патриарший престол. Он и написал акафист «Державной» иконе Божией Матери, названный «Акафистом акафистов»: «Видящи, Всенепорочная, с высоты небеснаго жилища Своего, идеже с Сыном Твоим во славе пребываеши, скорбь верных рабов Твоих, яко гневнаго ради Божия посещения вера Христова поругаема бывает нечестивым зловерием, благоволила еси явити нам икону Державную, да вси христолюбивии люди усердно молятся пред нею, верно вопиюще Богу: Аллилуиа».

Сохранились воспоминания, что, слушая акафист, вся церковь падала на колени.

В числе почитателей иконы был и настоятель храма святителя Николая Чудотворца в Плотниках протоиерей Владимир Воробьев. Каждое воскресенье он вместе со своим хором и прихожанами приходил в Коломенское служить акафист. Многие духовные дети отца Владимира продолжали молиться «Державной» и тогда, когда сам он был арестован богоборческой властью и заключен в тюрьму. Но однажды, в 1925 году, священник неожиданно оказался за воротами тюрьмы, что может быть названо только чудом. Тем более что освобождение его произошло 2 (15) марта – в день празднования «Державной».

После прославления «Державной» Евдокия Адрианова стала собирать деньги на ризу к новоявленному образу. Она решила поехать в Серафимо-Дивеевский монастырь, помолиться и попросить благословение на возложение ризы. Но тут она снова удостоилась видения Божией Матери, Которая сказала ей, что не надо возлагать ризу, потому что драгоценные ризы скоро будут снимать с икон по всей России...

Икону передали в Воскресенский женский монастырь в Москве, так как по записям в книгах монастыря было установлено, что чудотворная икона принадлежала прежде Воскресенскому монастырю, но в 1812 г. перед нашествием Наполеона была, в числе других икон, передана на хранение в Вознесенскую церковь, и о ней в монастыре забыли на целых 105 лет до того времени, когда ей суждено было явиться.

Вскоре жесточайшие гонения обрушились на почитателей «Державной» иконы Божией Матери, молившихся перед ней по всей России. Списки иконы Божией Матери изымались из всех церквей, были арестованы тысячи верующих, осмеливающихся хранить у себя изображение «Державной» иконы Божией Матери, а составители службы и канона расстреляны.

Подлинник иконы Богородицы «Державная» во время гонений исчез, и длительное время считалось, что чудотворный образ сохранился лишь в списках. На самом деле, он вместе с другими святынями закрытого Вознесенского храма была передана на хранение в Государственный исторический музей, где более полувека находился в запасниках Исторического музея.



Икона из иконостаса храма святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова (Леушинское подворье) в Санкт-Петербурге.

В конце 1980-х годов, когда стало известно о местонахождении иконы, стараниями митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима она была негласно передана в Издательский отдел Московского Патриархата, где и пребывала в течение нескольких лет в алтаре домового храма во имя преподобного Иосифа Волоцкого.

27 июля 1990 года, спустя несколько дней после первого поминовения Государя с семьей за Литургией (17 июля 1990 г.), по благословению Святейшего патриарха Московского и всея Руси Алексия II, духовенство и православные москвичи торжественно перенесли образ в Коломенское, в действующую Казанскую церковь, где он был поставлен у правого клироса храма.



Храм в честь Казанской иконы Божией Матери, с. Коломенское.

С этого времени была установлена традиция чтения по воскресным дням перед чудотворной иконой Божией Матери «Державная» известного «Акафиста акафистов».

О некоторых списках с иконы

После обретения «Державной» иконы Пресвятой Богородицы было написано большое количество списков, быстро распространившихся по русским храмам. Во время жестоких гонений, которые обрушились на почитателей этой иконы, все образы Божией Матери «Державной» были изъяты из храмов.

Некоторые образы, правда, удалось спасти и увезти за границу, например, «Державную» икону, привезенную г-жей Ратьковой-Рожновой в Париж (темная, с суровым выражением лика), а также образы, присланные из Москвы (Петровский монастырь) и из Одессы. Эти два изображения, по воспоминаниям, были светлые и не суровые. Это объяснялось тем, что они были написаны после чудесного обновления первообраза, которое произошло через некоторое время после его обретения.

Мироточивая икона Божией Матери «Державная» в настоящее время находится храме Николо-Перервенской обители в Москве, куда ее принесли весной 1991 года.

Эта икона, как и ее чудотворный первообраз, была явлена во сне Богородицей одной благочестивой женщине, которая, придя в обитель, сразу безошибочно узнала ее и сообщила волю Самой Царицы Небесной, чтобы образ этот был именно на сем месте.

Один из первых сохранившихся списков пребывает в храме мученика Иоанна Воина в Москве. Другой чудотворный список находится в Московской области в Николо-Перервинском монастыре. В этот монастырь принесла образ монахиня Агния, и с тех пор он стал монастырской святыней.


Державная икон Божией Матери на западном фасаде Михайловского собора Псково-Печерского монастыря.

«Державная» икона имеет и свои особенности, уже напрямую связанные с тем тяжелым временем, когда совершилось ее чудесное обретение. Например, держава в левой руке Богоматери на явленной иконе не имеет креста, что ясно указывало в свое время на грядущее разрушение православных храмов и осквернение святынь. Можно отметить и такую особенность, как благословление Божественным Младенцем левой стороны, что наводит на мысль о милосердии Божием к падшим и заблудшим овцам, стоящим ошуюю.

(Виктор Филатов. Заметки по поводу второго обретения Державной иконы Божией Матери. (Царица Небесная Державная. С.435-436).)

Небесная Царица

Поэт Сергей Сергеевич Бехтеев (1879-1954), который до конца своих дней остался верен своему Государю Императору, что подтверждено его талантливыми, часто пророческими, стихами, многие из которых были написанными еще в России. Ниже – его стихи, написанные на Пасху в 1934 году в Ницце:

Перед Твоей Державною Иконой
Стою я, трепетом молитвенным объят,
И Лик Твой царственный, увенчанный короной,
Влечет к Себе мой умиленный взгляд.

В годину смут и трусости безславной,
Измены, лжи, неверия и зла,
Ты нам явила Образ Твой Державный,
Ты к нам пришла и кротко прорекла:

«Сама взяла Я скипетр и державу,
Сама Я их вручу опять Царю,
Дам Царству Русскому величие и славу,
Всех окормлю, утешу, примирю!»...

Покайся ж, Русь, злосчастная блудница,
Омой в слезах свой оскверненный стыд,
Твоя Заступница, Небесная Царица,
Тебя же грешную жалеет и хранит.

Источник, фото: prajt.livejournal.com.
Фото часовни в Суре: иер. Кирилл Франков, м. Тихона,
Сурский Иоанновский женский монастырь.

Читайте, смотрите также:
Да утвердит Господь державу нашу в благоденствии: С праздником иконы Божией Матери «Державная»! (видео).
Владимирская часовня в с. Сура Архангельской обл.,
на малой родине св. прав. Иоанна Кронштадтского.
Фото Ольги Чурышкиной, Сурская молодежная экспедиция.

Обратная связь

Бронирование приглашения на праздник «Рождество Христово»

Дата Время Количество человек
12 января (пятница)
15:00 – 18:30 для взрослых и детей, 7+
13 января (суббота)
11:00 – 13:00 для детей, 1+
15:00 – 18:30 для взрослых и детей, 7+
14 января (воскресенье)
11:00 – 13:00 для детей, 1+
15:00 – 18:30 для взрослых и детей, 7+
+

Бронирование приглашения на благотворительный концерт
«От героев былых времен...»

Количество приглашений
Ваш email
+