Благотворительный фонд

Иоанновская семья

Главная Благотворительный фонд Новости Фонда Записки «дымского» трудника. Рассказ о паломничестве в Антониево-Дымскую обитель

Записки «дымского» трудника. Рассказ о паломничестве в Антониево-Дымскую обитель

Антониево-Дымский Свято-Троицкий мужской монастырь расположен в дер. Красный Броневик Ленинградской обл. Это одна из древнейших обителей Северной Руси. Основанный в начале ХIII века великим подвижником и учеником прп. Варлаама Хутынского – Антонием Дымским, монастырь укрылся в 17 км под Тихвином, на берегу озера Дымское. Здесь под водой есть камень, на котором молился святой, рядом с этим местом установлен крест, а на берегу – часовенка.

Предыстория

Со времен основания монастырь разоряли трижды: татары с монголами – в 1409 году, шведы – в 1613-м, революционеры – в 1921-м. Его отстраивали заново, еще он горел, его упраздняли, и вновь он воссоздавался. После кончины прп. Антония Дымского (1224 год), в 1370 году мощи святого были обретены нетленными и положены в обители открыто. Затем, перед нашествием хана Едигея в 1409 году, монахи схоронили мощи в тайнике. Так было еще дважды, и только в наше время в монастыре произошло третье обретение мощей преподобного.

Говорят, что именно этот факт притягивает сюда паломников со всей страны. Обитель еще восстанавливается, немногочисленные монахи несут службу и работают по хозяйству. Многим из наших прихожан она известна еще тем, что здесь подвизается иеромонах Александр (Семак), родной брат председателя Благотворительного фонда «Иоанновская семья» Сергея Семака.

10 лет назад, будучи еще футболистом Николаем, о. Александр приехал в этот край по благословению духовника Сергея – отца Николая Беляева († 12.01.2021), старшего священника Иоанновского монастыря в Санкт-Петербурге, и остался насовсем. Через четыре года принял монашеский постриг, еще через четыре – сан священника. Сюда теперь, после смерти о. Николая, все чаще приезжает и сам Сергей Богданович, особенно перед ответственными матчами ФК «Зенит», как главный тренер команды, как паломник и как брат.

Бывают здесь и другие наши сомолитвенники, прихожане Иоанновского монастыря СПб. Многие – все так же по благословению любимого пастыря, отца Николая. В числе таких паломников побывали здесь недавно Георгий Сапон и Власий Письменский, труженики приходских общин «Живое слово» и «Жизнь жительствует». 

По возвращении домой, в дни Светлой четыредесятницы Георгий делится с нами рассказом о необычных для себя днях Страстной седмицы и Пасхи Христовой, впечатлениями о жизни монахов – в будни и праздники – в этом монастыре. 

Обитель

Есть какая-то мистическая связь между Антониево-Дымским монастырем и приходом Иоанновской обители в Петербурге. Возможно, связывает нас св. прав. Иоанн Кронштадтский. Обычно в разговоре о Дымском монастыре вспоминается поклонный крест, установленный непосредственно в Дымском озере. Так вот первый, деревянный, устанавливался при непосредственном участии прот. Геннадия Беловолова, стараниями которого создавался Музей-квартира Батюшки в г. Кронштадте. Отец Геннадий крест и освятил. 

Да, многие наши прихожане приезжали к Дымскому озеру потрудиться. В отличие от паломников, трудники приносят в жертву Господу свой труд и время. Это большей частью люди, которых коснулась Божия благодать. Господь восторг их на время из иллюзорного нашего мира и позволил краешком сердца почувствовать мир истинный. Вряд ли они будут рассказывать о Божием прикосновении, но память о нем претворяется в радость труда Христа ради. 

Нет единиц и приборов, измеряющих Благодать, да и смысла измерять ее нет. А ощутивший ее хотя бы раз, понимает, что без нее жизнь никчемна, и едут трудники в монастыри, где жизнь насельников и заключается в ее стяжании.

В праздники пожить и поработать в Антониево-Дымской обители не всегда получается – гостевой домик один, а второй еще не готов, достраивается, но нам, Власию и Георгию, в этот раз повезло – отец-игумен Адриан благословил приехать на Страстную седмицу и Святую Пасху. 

Страстная 

Страстная неделя по завершении Великого поста предполагает строгое воздержание в пище и особое усердие в духовном делании, и в эти дни нам, мирянам, дал Господь возможность приобщиться к монашеской жизни. Службы здесь длинные – по 10-11 часов в день. Так, в Великий четверг утреннее Богослужение началось в 00:30 Утреней и Часом первым. Потом перерыв, и с 9:00 чтение часов – 3-го, 6-го, 9-го и Изобразительных. В 13:00 Вечерня и Литургия Василия Великого. Затем в 17:00 первый и единственный прием пищи, а в 19:30 Малое повечерие и Утреня с чтением 12-ти Евангелий. 

Всего 11,5 часов общения с Господом. Службы длинные, но тяготы в них нет – «здесь и время течет по-другому». В их тихости, малолюдности, размеренности есть покой души, мир.

Хозяйство монастырское в праздники, разумеется, без присмотра не остается. Есть три коровы, одна из которых тельная, а две другие с избытком обеспечивают все потребности насельников и трудников в молоке, масле, твороге и сметане. Яйца тоже в достатке, но еще в проекте постройка большого курятника, где куры исчислялись бы в тысячах. Здесь и требуется как раз помощь трудников. 

Отец Паисий, на чьем попечении находятся гости обители, обеспечивает приехавших жильем, инструментом и определяет фронт работ. Впервые сюда попавших предупреждает об обманчивой легкости выполнения послушаний – монастырь, это место особое, и не следует чрезмерно усердствовать, так как зачастую трудящийся не ощущает усталости, которая потом наваливается по приезду домой. 

В этот раз в качестве послушания нам достались работы по благоустройству территории – уборка и сжигание огромного количества подлеска на новой расчищенной территории и установка информационных стендов возле часовни, недавно освященной в честь Тихвинской иконы Божией Матери. Ради неотложной срочности работ отец-игумен благословил на чтении часов не присутствовать. 

Приключение

Проводилось и еще одно ежегодное мероприятие – установка на место поклонного креста в озеро, который демонтируется на время стояния льда. Снимать начали после того, как подвижка льда наклонила его вместе с основанием, в связи с чем после установки крест не вертикален и дело пока еще ждет своего часа. 

В этот раз не обошлось и без приключения – водолазы заняли свои позиции в воде у основания, металлический крест погрузили и доставили к месту установки, и тут обнаружилось, что счастливый обладатель крепежных болтов с интересом и радостью наблюдал на берегу за всем процессом, забыв передать их на плотик с крестом. Веселья хватило всем, но в конце концов установка все же благополучно состоялась.

Благодать

В Великую Пятницу богослужение закончилось около 17:00. Это день строгого поста, и испытывающим в этом трудность предлагаются ржаные сухарики с медом и кипяток. После трапезы, если можно так ее назвать, отдых до Великосубботней Полунощницы в 00:30. Далее с 9:00 служится все положенное в этот день, а в 19:00 трудниками и всеми желающими читаются в храме Деяния святых Апостолов – в очередь по 30 мин. В 22:00 таинством покаяния и Полунощницей начинается вечернее богослужение, плавно переходящее в праздничное, Пасхальное. А потом: 

– Христос Воскресе! Воистину воскресе!

В спокойной радости, в мире со всем и всеми. Наверное, так действует Благодать. И, что удивительно, пасхальная радость начала охватывать еще на Субботнем богослужении, а в течение Пасхальных часов и Божественной литургии Господь не позволял бесам досаждать сонливостью, что ранее бывало неоднократно. Ближе к концу службы еще одна радость посетила монастырь — зампредседателя ЗакСобрания Ленинградской обл. Николай Пустотин передал настоятелю Антониево-Дымского монастыря игумену Адриану частицу Благодатного огня из Иерусалимского храма Гроба Господня. Вскоре после Причащения верующими святых Христовых Таин благодатный огонь засиял у мощей преподобного Антония и в алтаре. 

Крестным ходом шли, когда утренняя заря уже начала подсвечивать багровым цветом облака на востоке. А потом, по завершении службы – трапеза, которую отец-игумен с иронией назвал легким разговением. Потому что на столе были и пасхи, и куличи, и крашенки, и рыба, и сладости. 

Основная же праздничная трапеза началась в 13:00. Вроде бы простые монастырские продукты, разве что нарезка форели подана как есть, остальное все приготовлено было трудником-поваром Вадимом потрясающе вкусно. И это не реакция на еду после длительного поста, это действительно было приготовлено и подано изумительно, хоть монастырь и не место для гастрономических изысков.

Христос Воскресе!

День Воскресения Господня и мирного покоя во всем – в людях, в окружении, в природе… Солнце после долгих дней промозглой сырости и холодного ветра. Можно пообщаться с монахами, на что ранее не было времени из-за послушаний и служб. Монахи не святые люди, а только стремящиеся, как должны бы и мы по заповеди Божией, к святости. Условия для этого у них более благоприятны, чем у мирян, но и искушения специфичны и более суровы. 

За многие годы безбожия была разрушена монашеская преемственность, и монахам нужно вновь чуть ли не с нуля торить путь ко Господу. Книг отцов Церкви вроде бы и много, да только не зря несущие послушание у Старца зовутся чадами. Ведь чадо воспитывается словами книг в меньшей степени, чем наблюдением за отцом, за его действиями, способом решения жизненных ситуаций, а проблемы, возникающие у него, присущи только ему и требуют совета индивидуального, только ему предназначенного. Так и монашеская наука должна бы передаваться из уст в уста, только зачастую в монастырях не то что старцев – стариков нет. Если уже во времена пророка Давида «оскуде преподобный», то в наше время трудно даже представить – как мирским людям, так и монахам – каков он должен быть. Это беда наша общая.

Но как бы ни было трудно нашим обителям, мы свято верим, что Милостивый Господь, видя душу и сердце каждого, не оставит ни одного грешника – монашествующего или мирянина – на пути ко спасению. Равно как не оставит и святое Отечество наше, столь богатое любящими Его рабами Его.

Воистину Воскресе Христос! Благодатной Светлой четыредесятницы!

Репортаж: Георгий Сапон, Иоанновский приход, редакция Pravprihod.Ru.
Использованные источники, фото: Антониево-Дымский монастырьВоронежский храм прп. Сергия Радонежскогоdrive2.rurussights.ru, sobory.ru.

Владимирская часовня в с. Сура Архангельской обл.,
на малой родине св. прав. Иоанна Кронштадтского.
Фото Ольги Чурышкиной, Сурская молодежная экспедиция.

Обратная связь

Бронирование приглашения на праздник «Рождество Христово»

Дата Время Количество человек
12 января (пятница)
15:00 – 18:30 для взрослых и детей, 7+
13 января (суббота)
11:00 – 13:00 для детей, 1+
15:00 – 18:30 для взрослых и детей, 7+
14 января (воскресенье)
11:00 – 13:00 для детей, 1+
15:00 – 18:30 для взрослых и детей, 7+
+

Бронирование приглашения на благотворительный концерт
«От героев былых времен...»

Количество приглашений
Ваш email
+