Феодоровская икона Богородицы: образ, перед которым никогда не умолкала молитва русского народа
Икона Божией Матери, именуемая «Феодоровская».
Написана для одноименной часовни в дер. Горушке Архангельской обл.
В Карелии завершена работа по изготовлению главы для нового шатра Феодоровской часовни в дер. Горушке, мастера готовят ее для отправки на место установки, в Архангельскую обл. В Горушке уже стоят леса для монтажа нового шатра и купола.
Как известно, часовня Феодоровской иконы Божией Матери в «Поясе Богородицы» больше других пострадала во время урагана, пронесшегося по Пинежью 8 июля 2020 года. После инспекционной поездки руководством Фонда было принято решение об усовершенствовании проекта – с более основательным подходом к устойчивости строения в условиях ветренного северного климата.
Мы же, в преддверии дня памяти Феодоровской иконы Божией Матери (29 августа н.ст.), хотим рассказать нашим читателям о самом образе, его удивительной истории, а также о том, какое значение для Архангельского края он обрел без малого 20 лет назад.
Согласно преданию, Феодоровская икона Богородицы написана святым евангелистом Лукой. По иконографии она близка к Владимирскому образу Божией Матери.
Название свое икона получила от великого князя Ярослава Всеволодовича, носившего в святом крещении имя Феодор – в честь святого великомученика Феодора Стратилата. Обретена она была, по преданию, его старшим братом, святым благоверным князем Юрием Всеволодовичем († 1238) в ветхой деревянной часовне близ старинного города Городца (впоследствии на том месте был устроен Городецкий Феодоровский монастырь), где и хранилась святыня. Но когда войска Батыя разорили и сожгли древний Городец, все его жители бежали из этих мест, и считалось, что икона погибла в огне пожара.
Но в 1239 году костромской князь Василий Георгиевич во время охоты обнаружил в лесу на сосне икону. Это и была пропавшая Городецкая святыня. Князь попытался снять ее, но образ поднялся в воздух. Тем временем костромичи узрели дивное видение: они увидели, как перед явлением иконы князю нес ее по городу светлый муж в богатых воинских одеждах. Был сей муж очень похож на святого великомученика Феодора Стратилата, как изображается он на иконах. Только когда костромичи, узнав о чуде, пришли к этому месту крестным ходом и отслужили молебен, икону смогли снять с сосны. Чудесное видение благочестивых граждан Костромы, а также соборный храм во имя великомученика Феодора Стратилата, в котором икона поставлена, дали повод наименовать обретенную князем икону Богоматери Феодоровской.
Впоследствии икона стала моленным образом св. блгв. вел. кн. Александра Невского и находилась при нем во всех походах. Феодоровская икона – двухсторонняя. На обратной стороне – образ святой великомученицы Параскевы, изображенной в богатом княжеском одеянии. Предполагают, что появление образа Параскевы на обороте иконы связано с супругой святого Александра Невского, в крещении Параскевой.
Спустя три с лишним века именно перед ликом Феодоровской инокиня Марфа благословила своего юного сына Михаила Федоровича на царский престол. Он долго не решался дать свое согласие, и тогда архиепископ Феодорит, взяв в руки икону, сказал ему и его матери: «Если не склоняетесь на милость ради нас, по крайней мере ради чудотворного образа Царицы всех и Богоматери не преслушайтесь и сотворите повеленное вам от Бога. Ибо воистину от Бога вы избраны. Не прогневайте всех Владыку и Бога». Инокиня Марфа поверглась ниц перед иконой и долго молилась, потом подвела к Феодоровской сына, благословила его и сказала: «Тебе, Владычице, поручаю сына моего! Да будет Твоя святая воля над ним». Избранный царь немедленно был возведен на престол. Было это в 1613 году, 14 марта, и потому в этот день было установлено празднование Феодоровской иконе. Воцарение Михаила Федоровича знаменовало собою окончание смутного времени на Руси.
Феодоровская икона особо почиталась всей династией Романовых, и в послепетровское время принимавшим Православие иноверным невестам наследников русского престола именно в ее честь давалось обычно отчество Феодоровна. Как некогда совершилось перед этой иконой поставление на царство первого царя из династии Романовых, так и сопровождала она до самой мученической кончины последнего государя и его семью. Царица-мученица Александра Феодоровна особенно чтила Феодоровскую икону. В Царском Селе ею был выстроен Феодоровский собор с Феодоровским городком вокруг него. В доме Ипатьева в Екатеринбурге после кровавой расправы над царской семьей был найден образ Богоматери Феодоровской, без которого Александра Феодоровна никуда не выезжала.
Перед этим образом никогда не прекращалось народное моление. В 1930-х годах икона, оберегаемая от рук безбожников, была передана в храм Воскресения на Дебре, долгие годы служивший кафедральным собором Костромской епархии. В 1991 году главная святыня Костромы была торжественно перенесена в восстановленный после страшного пожара 1982 года и возвращенный церкви Богоявленско-Анастасьинский кафедральный собор Костромы, где и пребывает ныне.
До 2001 года Феодоровская икона ни разу не покидала пределов Костромской земли. В начале третьего тысячелетия в Екатеринбурге состоялся покаянный крестный ход с Феодоровской иконой к местам убиения и погребения святых царственных страстотерпцев.
Затем святыню по просьбе епископа Архангельского и Холмогорского Тихона (уроженца Костромы, † 2010) привозили на Север по случаю празднования 320-летия Архангельской и Холмогорской епархии. Для доставки иконы в Архангельск руководство Северной железной дороги выделило два специальных вагона.
На набережной Северной Двины в столице Поморья состоялся молебен перед святыней. Знаменательно, что это был первый крестный ход по улицам Архангельска после 1917 года. В этом и последующих крестных ходах с Феодоровской иконой приняли участие многие сотни тысяч людей. Воистину это был подлинный акт великого всенародного покаяния.
Тропарь Божией Матери пред иконой Ея «Феодоровской», глас 4
Пришествием честныя Твоей иконы, Богоотроковице,/ обрадованный днесь Богохранимый град Кострома,/ якоже древний Израиль к кивоту Завета,/ притекает ко изображению лица Твоего/и воплотившагося от Тебе Бога нашего,/ да Твоим Матерним к Нему предстательством/ присно ходатайствуеши всем,/ под сень крова Твоего прибегающим,/ мир и велию милость.
Кондак, глас 8
Благодарственная приносяще Ти, раби Твои, Богородительнице, о всех,/ имиже благодеяла еси граду нашему,/ из глубины души взываем к Тебе и мили ся деем:/ не престани, Владычице,/ Матерними к Сыну Твоему и Богу нашему молитвами/ подавати вся благая и спасительная всем,/ верою и любовию вопиющим Ти:/ радуйся, Дево, христиан похвало.
Фото: БФ «Иоанновская семья».