Иоанновская община

ОБЩИНА ПРИХОЖАН ИОАННОВСКОГО СТАВРОПИГИАЛЬНОГО ЖЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ

Главная Иоанновский приход Общины прихода Патронаж КОГДА ЖИЗНЬ - ХРИСТА РАДИ, ТО И СТАРОСТЬ - МУДРАЯ

КОГДА ЖИЗНЬ - ХРИСТА РАДИ, ТО И СТАРОСТЬ - МУДРАЯ

 
Что бы ни говорили о старости, как бы ни старались художественно - образно ее выразить – осень жизни, закатная пора, - она редко бывает в радость. Восхитительные краски осени, - они не следствие кипения неистовых  соков бурной жизни, а только окрашивание умирания той, что подходит к своему завершению – зимнему сну – успению – смерти. И под яркими цветными листьями порой скрываются уже оголившиеся ветки, а сочные спелые плоды давно обобраны. Как бы все это было роскошно – трагично и в случае с человеком, если бы и его такая быстротечная земная жизнь протекала бы только в царстве лесной природы. Красиво, богато, плодоносно жил и почил, как отцвел! В случае с плотью все происходит не так торжественно и величественно, напротив, страстно - трагично. И умирает она медленно и довольно болезненно. И на деле старость - часто немощна, недужна, а порой и одинока. Престарелые же люди нуждаются в опеке и добром слове. Сколько таких стариков доживают свой век в горьком одиночестве, волей судеб осиротевшие или брошенные своими близкими родственниками, и не перечесть.
 
 
Есть одинокие старички и старушки и на нашем приходе. Едва доходили они до церкви в воскресные и праздничные дни, чтобы помолиться Богу о кончине мирной и непостыдной, и о лучшей загробной жизни в Царствии Небесном. А некоторые даже не могли выйти из дома, и печалились они, и лили слезы о своей беспомощности. Добрый пастырь печется об овцах своих.
 
 
И вот, шесть лет назад, глядя на эту немощь, а также на сердце, полное любви к Богу, и дух, устремленный к своему Творцу, было дано Наталии Авроровой, Виктории Уткиной, Юлии Касторской, Юрию Крутикову послушание организовать над ними заботу. Думаю, не погрешу против истины, и не обижу словом, если скажу, что в волнении затрепетали их души, и только ради святого послушания взялись они за это неведомое для них дело. Не было опыта, но была пастырская забота и молитвенная поддержка. И горячее желание многих из прихожан потрудиться во славу Божию для ближнего своего. Недостатка в доброхотах не ощущалось. Немощную старость взяли под опеку. Первым делом выяснили, в чем они нуждаются и очертили круг первостепенных работ. Это – уборка, а то и ремонт, квартиры, покупка продуктов, лекарств, вызов врача на дом и, если в этом есть необходимость, помощь в принятии ванны и проведении других гигиенических процедур. Это все дела насущные, но в бытовых хлопотах не забывали об общении. Поговорить по душам, выслушать жалобу, дать высказаться и излить душу старому человеку – это не менее важно, чем помощь по дому. И, конечно, совместное по желанию чтение молитв, акафистов.
 
 
Терпение и труд все перетрут. Да если еще и с молитвой. Одним словом, начатое дело спорилось и ширилось. Выяснилось, что хватает работы и за стенами дома, а тут уже не только в одиночку, но и вдвоем порой не справиться. Людей преклонного возраста нужно сопровождать в поездках в церковь, в паломничестве, в походах в поликлиники, во время госпитализации,  помочь выехать на дачу, встретить приехавших родственников. Значит, необходимы машины с водителями. Нужно пояснить, что забота осуществляется только над одинокими старушками и старичками. По каким – то причинам, вполне понятным, они остались без родственников вообще, или те живут так далеко, что не могут ухаживать за стариками. И не имеют возможности взять их к себе. Конечно, условие это не железное. Порой в зону внимания попадают и семейные старики, но их отношения с близкими такие напряженные, что они вроде бы и имеют детей, а в тоже время не ухожены. Часто дети не по своей воле не могут быть с родителями.
 
Помимо бытовых забот, постепенно проявились юридические проблемы. Одинокие немощные люди, проживающие в квартирах и комнатах, находящихся в частной собственности, пользуются большим вниманием со стороны разных людей, порою нечестных. Так вот, для решения юридических вопросов были приглашены в работе юристы.
 
Со временем увеличивалось не только число  бабушек, но и разнообразился возрастной контингент опекаемых. К ним прибавились больные и немощные люди далеко не старческого возраста. Да и старички тоже болеют. И остро потребовалось привлечение медицинских работников – врачей разных специализаций, медицинских сестер.
 
 
Когда появились такие больные, что требовали постоянного ухода, то встал вопрос о сиделках. В общине  «Патронаж» непосредственно эту помощь не оказывают за редким исключением, когда нужно уйти на послушание кому – то из общины или из прихода, а дома больной родственник. Или нужно посидеть с кем – то из сестер общины. Тогда бесспорно бескорыстно спешат на помощь. Но и других опекаемых не бросают на произвол судьбы. Если нет материальной возможности заплатить сиделке за работу, то изыскиваются эти деньги внутри прихода. Своих прихожан не бросят в беде. И как мы сейчас по истечении времени уже можем видеть, эта первая в приходе община «Патронаж» не только не зачахла, но и дала побеги. Так появились «Авто», «Гиппократ», «Милосердие», «Закон», «Лепта».
 
 
 

Так же пришел и профессионализм, и уверенность в работе. И, как всегда бывает, когда чем-то целенаправленно занимаешься длительное время, то внимательно начинаешь следить, а что же делают в этой области другие люди. И сторонний пример не заставляет себя долго ждать. Появляется возможность заимствования чужого опыта. Как-то из телевизионной передачи узнали, что в других странах есть такое доброе начинание, как вечерние звонки со стороны опекунов одиноким людям. Почему бы и нам не ввести это в свое служение. Так появились «Добрый вечер» и «Доброе утро». Для этого выбрали двух ответственных лиц. Опросили бабушек, выяснили, кому когда и как часто звонить, и служба заработала.
 
А что же старички и старушки? Как они принимают опеку над собой? Когда-то и они были молодыми и здоровыми. Иссякли их силы в труде, направленном на благо и процветание родной страны. Немалыми их стараниями взращено и воспитано не одно последующее поколение.
 

И пусть оно не всегда плоть от плоти их, но есть доля заслуг в его возрастании всего уходящего поколения. Смотрели с оптимизмом в будущее и они и тоже строили грандиозные планы. Далеко не все они осуществились. И личная жизнь у них не сложилась вроде бы по независящим от них причинам. Женихи реальные или потенциальные погибли на войне. И голодали, и терпели бедствия они тоже вроде не по своей вине. Всю жизнь провели в непосильных трудах, а денег на сытую старость так и не накопили по причине, проясняющейся свыше, и неясной вблизи. И чем вроде бы меньше видимых личных начал в неустроенной старости, тем труднее понять, за что эта напасть. И трудно смириться с обездоленностью.
 

 
Опять же, в этом возрасте приходит новое испытание, когда уже нет сил и вроде бы и нечего отдавать, а быть нужным хочется. Для стяжания материальных благ силы иссякли, богатства там и не скопились, и даже просто оказать простую физическую услугу кому-то не хватает мощи, себя бы обиходить. И накатывает острое чувство, что уже вроде и лишний на этом празднике жизни, ведь чтобы просто выжить, приходится прибегать к помощи со стороны.
 
- Опекаемые  благодарны за заботу? – спрашиваю я руководителя общины Наталию Авророву.
 
- Конечно! Такие теплые и искренние слова звучат!!
 
А многочисленные отзывы, полные теплых сердечных искренних благодарений подтверждают ответ. Смиренные, долготерпеливые и добрые души у этих бабушек и дедушек.
 
- Встречи с ними радуют! Это поколение отличается таким жизнелюбием, - делится дальше впечатлениями Наталия.
 
 
Да уж, не раз уже приходилось и наблюдать, и слышать, что и беда уже не беда, когда не унывает душа. И разговор с бодрой старушкой помогает преодолеть какие-то свои жизненные трудности. А если кто – то предается печали, то в соборной молитве легче побороть этот недуг.
 
А что же думают труженики и труженицы Христа ради? Какие мысли их одолевают? Что за мотивы их действий? Неужто у них мало личных проблем и не обременены они семейными заботами и трудом? Конечно, все они заняты и дома, и на работе. И имеют жен и мужей соответственно, (да, в работе общины «Патронаж» подвизаются и мужчины, а не только женщины) и детей, что ждут их со службы в нетерпении, чтобы покормили, поддержали, выслушали, утешили. Но…
 

Господь наш Иисус Христос заповедал нам «Чтить отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и да долголетен будеши на земли» (Пятая Заповедь). Но нелицеприятное почитание не имеет границ и распространяется из семьи на всех стариков, порой далеких в родственном отношении от нас, а то и чужих. И тогда трудно усидеть на месте в общественном транспорте, когда над тобой встал пожилой человек, и возникает желание помочь донести тяжелую сумку престарелому соседу по подъезду. И не повернется язык нагрубить ветерану. Все это имеет место в нашей жизни, но, к сожалению наблюдается и не редко нечто другое. И дерзость, и бездушность тоже идут из семьи. И как благотворно воздействует на детей пример родителей, заботящихся не только о своих состарившихся родителях, но и вроде бы по крови и чужих, но во Христе братьях и сестрах.
 
 
 
 
Опять же, молодость быстротечна, не успеешь оглянуться, как накатила дряхлая старость. Готовь сани летом. Разве в этом совете предков речь только о средстве передвижения?. Что посеешь, то и пожнешь. И здесь прадеды предупреждают своих потомков, что каждое действие имеет свое последствие. Думай о старости с молодости, позаботься о ближнем, что находится в немощи, и Господь тебя не оставит без поддержки в твой слабости. «Блаженны милостивые, ибо  они помилованы будут» (Матф. 5, 7).
 

Конечно, все эти позывы идут из души, когда жалость охватывает сердце, глядя на едва ковыляющую старушку или немощного старичка, и из утилитарного опыта, что подсказывает, не стоит ограничиваться только личными интересами. Но помимо душевных порывов и практического расчета есть еще дух и духовная жизнь, что и являются определяющей всей нашей земной жизни - человека,  в частности, и всего человечества - в общем. Он является основой нашей сегодняшней жизни и строит будущую. Дух – первичен, душа и плоть находятся в зависимости от него. Конечно, в наших силах возвысить плоть, возвести ее на пьедестал, служить ей, но тогда исказится весь строй внутренней жизни, он примет уродливые, болезненные формы, и понадобятся немалые духовные и душевные силы для лечения, возрождения нашего духа, восстановления равновесия.
 
Дух выделяет нас среди других сотворенных Богом живых существ и приближает к нашему Творцу. Дух роднит нас с Богом, потому что идет от Бога. И наш дух жаждет Бога, скорбит, унывает вдали от Него. «Не хлебом единым будет жить человек, но словом , исходящим из уст Божиих» (Матф.3, 4). Дух ищет Бога, и, только обретя Его, успокаивается. Вот эта жизнь нашего духа и есть духовная жизнь. Возвышение мыслями к Творцу во всяком делании, посвящение плодов своих трудов нашему Господу - это есть духовная работа. Такой труд животворит дух, просвещает душу и укрепляет тело. Чистый дух – здоровые помыслы -  крепкое тело. И тогда старость будет не дряхлой и капризной, а телом хоть и слабая, но духовно крепкая и  мудрая.  Воздвигнется оплотом юности. Молитвой старики защитят родных и близких в трудную минуту.
 
 
Вот так и при деле они будут, и за советом пойдут к ним дети и внуки. Цель каждого христианина к старости обрести святость, когда чистый дух восторжествует над ослабевшим телом, несомненно, и утихнут страсти. Конечный, результат - это не как цель, а следствие духовной жизни во Христе. Цель же – воссоединение духом со Христом. Как вроде бы легко на словах, - живешь, дышишь, трудишься и думаешь в это время о Христе, молишься к Нему, мыслями стремишься к единению с Ним, исповедуешься в своих страстях, подходишь к Причастию, духовно питаешься Словом Божьим в Евангелии. Как все гладко и стройно - в речах. Вот бы так на деле ушло бы хвастовство, тщеславие,  суетливость, многопопечительство, ложная уверенность в своих силах, соперничество, боевой задор и прочие, прочие страсти!
 
 
- Мы трудимся, стараемся трудиться Христа ради! – отвечает на мой вопрос Наталия.
 
- Помоги, Господи!
 
Тамара Алмазова, община "Информсайт".
Фото предоставлены: Елена Александровна Логинова, руководитель общины "Патронаж,
Зоя Алексеевна Волкова, руководитель общины "Островок".
Иоанновский монастырь в Санкт-Петербурге,
наб. реки Карповки, д. 45.
Фото: Ольга Дмитриева, общ. «Информсайт».

Обратная связь

Бронирование приглашения на праздник «Рождество Христово»

Дата Время Количество человек
12 января (пятница)
15:00 – 18:30 для взрослых и детей, 7+
13 января (суббота)
11:00 – 13:00 для детей, 1+
15:00 – 18:30 для взрослых и детей, 7+
14 января (воскресенье)
11:00 – 13:00 для детей, 1+
15:00 – 18:30 для взрослых и детей, 7+
+