Иоанновская семья
pravprihod@mail.ru +7-911-967-33-96  Пожертвование
Храмы, монастыри, часовни, гимназии, приюты, братства, сестричества, фонды, общества и иные православные организации, посвященные святому праведному Иоанну Кронштадтскому

 

Слово пастыря

08.09.2018

Что нам препятствует любить Бога

 

Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Проповедь в неделю 15-ю по Пятидесятнице

 

 

 

Законник из фарисеев спрашивает вечного законодателя Христа, не признавая Его, однако же, таковым: Учитель, какая наибольшая заповедь в Законе? Вопрос весьма важный, потому что правильное решение его крайне нужно всем нам знать и исполнять, так как от исполнения его зависит вечная жизнь человека. И Господь разрешил его самым положительным образом: возлюби Бога и ближнего (Мф. 22:37, 39).

 

Но, предлагая Христу столь важный вопрос, иудейский законник не верует в Иисуса Христа как истиннаго законодателя, признавая Его только учителем. Поэтому в конце нынешняго Евангелия Господь спрашивает его и фарисеев: что вы думаете о Христе? Чей Он Сын? Фарисеи отвечали, что Он Сын Давидов. Говорит им: как же Давид, по вдохновению, называет его Господом? Если Давид называет Его Господом, как же Он Сын Ему? И никто не мог отвечать Ему ни слова, и с того дня никто уже не смел спрашивать Его (Мф. 22:42, 46).

 

Так решительно подействовало праведное слово Господа на фарисеев, что они, пораженные явною истиною, не смели больше спрашивать Его. А нынешние наши ученые фарисеи, чиновники, профессора, учителя высших и средних учебных заведений, толстовцы, убеждаются ли явною истиною евангельскою и безчисленными чудесами Христа Спасителя, что Он есть истинно Господь, Творец и Спаситель мира? Нет, не убеждаются. Почему? Потому что обезумели, поверили толстовской и жидовской лжи. Если Ваалу поверили как Богу, то истинному Богу могут ли верить? Нет, потому что лукавый помрачил их душевные очи. Но вот придет в страшной славе Своей Господь во второе свое пришествие, и тогда все уверуют, но уже будет поздно. Тогда будет воздаяние, а не состязание.

 

Теперь перейдем к вопросу законника: какая наибольшая заповедь в законе? Господь отвечает: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всей душою твоею и всем разумением твоим. Это первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего как сам себя.

 

Совершенно естественная, справедливая и жизненная заповедь: люби Бога и ближнего. Господь возлюбил нас прежде, чем мы Его возлюбили: Он возлюбил нас прежде бытия нашего; помыслил о нас – и сотворил нас; если бы не помыслил, – и не было бы нас. А сколько Он даровал нам благ, сотворив нас? Нет числа. Пройдите мысленно время с зачатия вашего и доныне – переберите, сколько можете, все, чем вы пользовались и пользуетесь из даров Божиих естественных и общежитейских, воздухом, пищею и питьем, животворным светилом, общественным положением, развитием ваших способностей, кругом родства и добрых знакомых, друзей и проч. Но особенно вспомните: сколько вы получили неоцененных даров через веру Христову. Им по истине нет числа. И после всего этого скажите, чувствуете ли вы потребность сердечную веровать в Бога, любить и благодарить Его, каяться пред Ним во всех грехах ваших, коими вы ежеминутно оскорбляете Его?

 

Господь возлюбил нас любовью вечной, праведной и святой, и, дав нам столько благ в здешней жизни, Он приготовил нам бесконечную жизнь, полную бесчисленных неоцененных радостей в будущем веке вместе с ангелами и святыми угодниками. Скажите, после этого как мы должны любить Его? Именно – всем сердцем, всею душой и всем разумением.

 

А что же мы? Мы иногда и разуметь не хотим, сколько безмерны Его к нам любовь и благость. Мы полюбили без меры себя, мир прелюбодейный и грешный, плоть свою, ее мимолетные удовольствия – прилепились сердцем ко всякой суете. Глупые, мы любим, что должны презирать, и не любим Господа, Свой вечный живот, своего Спасителя, Промыслителя всещедрого, своего Пищедавца и Светодавца. Оставили Господа – Источник воды живой – и выкопали себе дырявые колодцы, которые не могут держать живой воды. Оттого мы и бедствуем всячески и бедствиям нашим нет конца.

 

Что нам, главным образом, препятствует любить Бога, иметь всецелую к Нему преданность? Именно – наше самолюбие, наше пристрастие к земному, именуемому благом. Поэтому главная заповедь есть наше самоотвержение. «Кто хочет идти за Мной, отвернись себя и возьми крест свой и иди за мной» (Лк. 9:23).

 

Апостолам Своим Он заповедал: Не берите с собою ни сумы, ни хлеба, ни при поясе меди и не имейте по две одежды (Марк. 6:8), чтобы не иметь ни к чему привязанности, а всем сердцем отдать себя Богу и Его промыслу. И стремиться к небу и к нашему вечному отечеству. И больше всего заботиться о спасении душ человеческих. И они возлюбили Бога всем сердцем и всю жизнь предали Ему, даже до смерти, пострадав за Него с радостью.

 

Вот образец любви к Богу и ближнему. Постараемся же, дорогие братия и сестры, так возлюбить Его.

 

Аминь.

 

Источник: Свято-Екатерининский кафедральный собор.

Иллюстрация: Картина «Иисус и фарисеи. Худ. Джеймс Тиссо» / pravoslavie.fm.

 

Рассказать:

 

 

Наш публичный канал

 

 
наверх