Иоанновская семья
pravprihod@mail.ru +7-911-967-33-96  Пожертвование
Храмы, монастыри, часовни, гимназии, приюты, братства, сестричества, фонды, общества и иные православные организации, посвященные святому праведному Иоанну Кронштадтскому

 

НОВОСТИ

01.12.2018

«Что за чудная сила – покаяние!» Наставления Иоанна Кронштадтского о Таинствах

 

 

Автор: иеродиакон Питирим (Ануфриев).

Святоотеческое наследие святого праведного Иоанна Кронштадтского является для нас особенно дорогим и важным потому, что в нем говорится о той духовной жизни, которая протекала в условиях, одинаковых с нашей повседневной жизнью. Поэтому данная работа представляет собой попытку систематически изложить его пастырские наставления – в этой части о Танствах Церкви* – посредством цитат из святоотеческого наследия чудного пастыря.

 

Таинства — суть не иное что, как ответ Господа на вопиющие потребности нашей души

«Церковь есть как бы военный стан; сюда мы собираемся для совместного и, значит, сильнейшего противодействия духовным врагам нашим — демонам. Кто не ходит сюда, в этот духовный стан, того удобно погубляют демоны, как знаем тому многие примеры. Как же говорят многие, что нет нужды ходить в церковь — дома можно молиться? Это значит то же, что говорить: солдату не нужно быть в строю во время войны, а воевать отдельно. Будь в строю, в котором Вождь Сам Господь Бог твой Иисус Христос и Всеблагая Царица Богородица, — и будешь непобедим» [20].

Православный храм — воистину ковчег спасения для верующих людей. Подобно тому, как Ной спасал себя и свой род в бурных волнах потопа, закрывшись в ковчеге, так и храм словно корабль спасает христиан от греховного потопа среди бурных волн житейского моря, перевозит от берега тьмы и смерти к берегу света и вечной жизни к тихому пристанищу Царства Небесного.
 

Таинства как средства освящения человека

Таинства — действия, установленные Самим Господом Иисусом Христом для спасения всех верующих. Благодатные действия всех Таинств служат к достижению одной общей цели: к устроению спасения в Церкви Христовой.

«В Церкви все, что нужно для нашего спасения: в ней живоносные Таинства, как живые воды Святого Духа, через которые подается благодатная сила Божия ко спасению» [21]. Господь открыл нам особые источники спасительной благодати для всех важнейших нужд в духовной жизни. «Таинства — суть не иное что, как ответ Господа на вопиющие потребности нашей души, жаждущей спасения от грехов своих и блаженного упокоения» [22].

Господь силой Святого Духа, являемой в таинствах, духовно возрождает верующего, укрепляет, питает. «Цель самой жизни есть соединение с Богом, и вкушение сердечного упокоения в Нем предначинается еще здесь: к тому направлены Таинства, особенно Крещение, Покаяние и Причащение, священнодействие Церкви, и совершится окончательно в будущем веке» [23].

Каждому из нас необходимо каяться, необходимо стараться о спасении своем, не запускать духовных болезней.

Через Таинства верующие видимо освящаются в члены Христовой Церкви и отделяются от неверующих. Они напоминают христианам о спасительных истинах веры и о священных обязанностях членов Церкви Христовой. Они служат к теснейшему соединению членов Церкви как единого тела между собой и своим Главою — Иисусом Христом. Они предохраняют от грехов и очищают от них, укрепляют в вере и любви к Господу.
 

Крещение и миропомазание — начало новой жизни во Христе

Через Таинство Крещения каждый вступает в теснейшее общение с Триединым Богом, становится Божиим сыном и наследником вечной жизни. Крещение вводит нас в Царствие Небесное и делает гражданами этого царства. Крещаемый умирает для плотской жизни, греховной, и возрождается от Святого Духа в жизнь духовную, святую. Крещение производит оставление грехов. Бог оставляет нам грехи ради крестных заслуг Господа нашего Иисуса Христа, Который взял все наши грехи на Себя и понес за них то наказание, которое должны были понести мы. Такое прощение грехов необходимо для всех нас, потому что все мы являемся грешниками и без прощения грехов не сможем спастись. Крещение избавляет нас от рабства диавола. С обращением ко Христу, с вступлением через крещение в Царство Божие человек удаляется из царства тьмы в царство света. Крещение избавляет нас от всех грехов и его следствий. Вот почему в таинстве крещения человек умирает для жизни плотской и греховной и рождается в жизнь новую, святую по слову Евангелия: Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (Ин. 3:15). Сам Господь говорит: Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет (Мк. 16:16).

В Крещении мы рождаемся в жизнь духовную, освобождаемся от всех грехов и чистыми, невинными вступаем в Царство Христово. Сразу же после возрождения человека в жизнь духовную ему необходима благодатная сила, которая укрепляла бы его в духовной жизни. Эта благодатная сила подается нам через Таинство Миропомазания. В «Пространном христианском катихизисе» мы читаем: «Миропомазание есть таинство, в котором верующему при помазании освященным миром частей тела, во имя Святаго Духа, подаются дары Святаго Духа, возрощающие и укрепляющие в жизни духовной» [24].

В Таинстве Миропомазания человек получает благодать, которая укрепляет его для духовной жизни, дает ему способность бороться с врагами своего спасения и преуспевать в вере и благочестии.
 

Значение Таинства Покаяния на пути ко спасению

Впавшему в грех христианину после крещения Православная Церковь подает врачество, которое является таинством Покаяния. По определению Катихизиса, «покаяние есть таинство, в котором исповедующий грехи свои, при видимом изъявлении прощения от священника, невидимо разрешается от грехов Самим Иисусом Христом»[25]. Сам Господь Иисус Христос установил таинство покаяния и даровал нам в нем благодатное средство очищаться от всех грехов и становиться такими же чистыми и невинными, какими мы вышли из благодатных вод крещения.

«Что за чудная сила — покаяние! Покаяние нелицемерное, всестороннее преклоняет непрестанно на милость Бога, разгневанного нашими грехами и всяческими неправдами, и чудно изменяет состояние нашей души, отъемля от нее скорбь, тесноту, слияние, мрак непроглядный, водворяет в душе мир, спокойствие, правоту духа, дерзновение, свет, силу, жизнерадостность, обновление» [26].

Кто привыкает давать отчет о своей жизни на исповеди здесь, тому не будет страшно давать ответ на страшном суде Христовом

«О какой безценный величайший дар нам дарован от Господа — вера наша и покаяние пред Богом! В даровании грешникам покаяния до конца жизни временной Господь являет величайшую к нам, грешникам, любовь и благость. Нет числа нашим грехам, но нет числа и милостям Божиим! Покаяние бывает двоякое: одно — внутреннее, тайное, когда мы каемся про себя, перед очами Божьими, другое — открытое, наружное, — когда мы исповедуем грехи свои перед священником» [27].

Нет ни одного человека, который бы, прожив всю свою жизнь, не согрешил. Мы все грешим ежечасно. Для грешников нет иного пути ко спасению кроме пути покаяния. «Каждому из нас необходимо каяться, необходимо стараться о спасении своем, не запускать духовных болезней, не откладывать своего покаяния на долгие дни, — не сегодня, завтра могут они прекратиться»[28]. «Не скрывайте от себя грехов своих, не таите их в себе; это несчастье, беда вам; открывайте их тщательно, усердно, обвиняйте, обличайте, укоряйте себя во всех своих слабостях, привычках и греховных наклонностях и страстях. Когда искренно вспомнишь свои грехи и покаешься, тогда возвеселится дух твой, и помилует тебя Господь, и весело будет у тебя на душе. Люди не понимают пользы тщательного покаяния» [29].

Прибегающий к покаянию дает обещание оставить путь порока и вступить на стезю добродетели. Покаяние ведет к очищению наших грехов, душевному покою, к соединению с Богом, к дерзновению перед Богом. «Без покаяния нельзя удостоиться Царствия Божия. Грешник, пока не раскается, есть чадо диавола, ибо носит в душе подобие диавола и делается храмом его: злой человек носит в себе подобие духа злобы; лукавый — подобие лукавого диавола, нечистый — подобие нечистого диавола, научающего людей всяким мерзостям» [30]. Необходимым условием истинного покаяния является вера в Спасителя и надежда на Его милосердие. «После всякого греха нужно покаяние. Часто нужно каяться и пересматривать свою душу. Кто не кается и не радит о покаянии, тот крайне запускает свое сердечное поле и дает усилиться в нем всяким греховным плевелам, закосневает во грехах, трудным делает себе покаяние и исправление» [31].

Истинное раскаяние должно быть соединено с намерением исправить свою греховную жизнь. Только тогда грешник умилостивит Бога своим раскаянием, когда отвратится от своего беззакония и начнет жить благочестиво. Для усовершенствования своей духовной жизни и осмысления грехов необходимо регулярно исповедоваться. «Для исправления нужно частое покаяние, нужно исповедание грехов, сознание их пагубы, нелепости, бессмыслия, вреда для окружающих, семьи и посторонних, нужно бичевать, охаивать себя, иметь брань, войну с самим собой, со своими страстями и грешными наклонностями и привычками, и употреблять все силы к немедленному исправлению через сердечную молитву, слезы и воздыхания и добрые дела: воздержание, труды, милостыню»[32]. «Для чего нужно частое покаяние? Для того, чтобы бичевать грех, язвить, удручать, умерщвлять его, через сознание его безумства, нелепости, пагубы, тли его, смрада его, тьмы, противления его Богу. Грех разлучает от Бога, нашего Сладчайшего, Вечного Живота. Грех через частое покаяние теряет свою силу, свою прелесть, свое обаяние. Если бы люди часто и искренно каялись в грехах, о как бы умалились грехи людей, как бы обессилели страсти наши, и воцарились правда и святость в людях!» [33].

Всякий приступающий к исповеди должен веровать, что во время таинства Сам Христос невидимо стоит и принимает его исповедание, что только один Христос может оставлять грехи.

«Исповедоваться в грехах чаще надо для того, чтобы поражать, бичевать грехи открытым признанием их и чтобы больше чувствовать к ним омерзение»[34]. Покаяние должно быть искренним и совершенно свободным, невынужденным. Покаянию помогает сознание, память, чувства, воля. Как мы грешим всеми силами души, так и покаяние должно быть вседушевное. Покаяние только на словах, без намерения исправления и без чувства сокрушения является лицемерным.

«Кто привыкает давать отчет о своей жизни на исповеди здесь, тому не будет страшно давать ответ на страшном суде Христовом. Да, для того и установлено здесь кроткое судилище покаяния, чтобы нам, очищенным и исправившимся через здешнее покаяние дать непостыдный ответ на страшном суде Христовом» [35].

«Какое великое милосердие, какое снисхождение Господа Иисуса Христа к кающемуся грешнику, который сознает свои грехи и оплакивает их! Как необходимо нам покаяние, искреннее, с сокрушением и слезами! Нужно плакать о грехах своих, потому что ими мы осквернили и оскверняем непрестанно в себе образ Божий» [36].

Мы и к Литургии приходим с своею рассеянностью, с своими страстями и мечтами земными.

«Спешите немедленно к покаянию, спешите, пока есть еще время, не делайтесь добычею диавола. Помните, что о вас печалятся святые Ангелы, плачет Церковь Божия, что драгоценные души ваши, созданные по образу и подобию Божию, искупленные кровию Сына Божия, — огибают. Воскресните от мертвых дел, обратитесь к Господу и — спасетесь» [37].

Сокрушение о грехе, намерение исправить свою жизнь, вера во Христа и надежда на Его милосердие являются условиями, которые требуются от кающегося, чтобы его раскаяние было истинным и угодным Богу.

 
Источник: Московская Сретенская духовная семинария.

На фото: Проповедь прав. Иоанна Кронштадтского. Художник М. Альгейм. 1904 г.

Фото: Иоанновский монастырь в Санкт-Петербурге.

 
Окончание (о Литургии и Причастии) следует.

______________________

* Продолжение. Начало читайте здесь: «Без Церкви нет спасения». Наставления Иоанна Кронштадтского о Церкви.

______________________

[20] Иоанн Кронштадтский, прав. Дневник. — Т. 15. — М.: Булат, 2006. — С. 12.

[21] Иоанн Кронштадтский, прав. Дневник. — Т. 3. — М.: Отчий дом, 2005. — С. 276.

[22] Там же. С. 133.

[23] Там же. С. 203.

[24] Филарет (Дроздов), свт. Пространный христианский катихизис Православной Кафолической Восточной Церкви. — М: Общество святителя Василия Великого, 1999. — С. 120.

[25] Там же. С. 99.

[26] Иоанн Кронштадтский, прав. Мысли о богослужении Православной Церкви. — М.: Русский Хронограф, 2004. — С. 94-95.

[27] Венок на свежую могилу незабвенного пастыря о. Иоанна Кронштадтского: 148 поучений, экспромтов. — СПб., 1909. — С. 140.

[28] Там же. С. 200-201.

[29] Иоанн Кронштадтский, прав. Дневник. — Т. 2. — М.: Отчий дом, 2003. — С. 442 -443.

[30] Венок на свежую могилу незабвенного пастыря о. Иоанна Кронштадтского: 148 поучений, экспромтов. — СПб., 1909. — С. 198.

[31] Иоанн Кронштадтский, прав. Христианская философия. — М.: Издательский отдел Московского Патриархата, 1992. — С. 141-142.

[32] Иоанн Кронштадтский, прав. Дневник. — Т. 2. — М.: Отчий дом, 2003. — С. 576-577.

[33] Там же. С. 577-578.

[34] Иоанн Кронштадтский, прав. Моя жизнь во Христе. — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2005. — С. 274.

[35] Иоанн Кронштадтский, прав. Мысли о богослужении Православной Церкви. — М.: Русский Хронограф, 2004. — С. 30-31.

[36] Венок на свежую могилу незабвенного пастыря о. Иоанна Кронштадтского: 148 поучений, экспромтов. — СПб., 1909. — С. 189.

[37] Там же. С. 161.

 

Рассказать:

 

 

Наш публичный канал

 

 
наверх