Иоанновская семья
pravprihod@mail.ru +7-911-967-33-96  Пожертвование
Храмы, монастыри, часовни, гимназии, приюты, братства, сестричества, фонды, общества и иные православные организации, посвященные святому праведному Иоанну Кронштадтскому

 

НОВОСТИ

25.10.2018

Протоиерей Сергий Бабурин: «Иоанн Кронштадтский помогает всегда, когда человеческие возможности уже исчерпаны»

 

Интервью с настоятелем храма св. прав. Иоанна Кронштадтского в Гамбурге протоиереем Сергием Бабуриным

 

 

Трудно ли быть православным священником в Германии? Чем живет православный приход в Гамбурге? Какой рядовым немцам видится сегодняшняя Россия? Как Иоанновская семья приходит на помощь даже в Финляндии? На эти и многие другие вопросы сайту Pravprihod.Ru рассказал настоятель храма св. прав. Иоанна Кронштадтского в Гамбурге протоиерей Сергий Бабурин.

 

Кронштадтский батюшка помогает укреплять наше духовное побратимство

 

Отец Сергий, расскажите, пожалуйста, историю вашего храма.

 

Сердечно благодарю Вас за возможность рассказать о нашем приходе. Несмотря на то, что это самый крупный православный приход в Гамбурге, он самый молодой. Приход возник в начале 2001 года. Первые годы наша малочисленная община арендовала помещение спортзала в лютеранском детском садике. В декабре 2004 года с помощью митрополита Кирилла, нынешнего Патриарха Московского и всея Руси, наша община приобрела собор в центре Гамбурга, а в 2007 году будущий предстоятель РПЦ освятил собор после его реконструкции. В нашем городе имеются еще храм и приход Русской Зарубежной Церкви, небольшой немецкоязычный православный приход Русской Православной Церкви, общины Греческой, Болгарской, Сербской и Румынской Церквей. Со всеми мы, естественно, очень дружно живем.

 

А когда в городе появился первый православный храм?

 

Русское православное присутствие в Гамбурге насчитывает более 100 лет. В 1902 году протоиереем Алексием Мальцевым был освящен домовый храм в честь свт. Николая в Гамбурге. На эту церковь собирали «тарелочные» сборы по всей России. Храм свт. Николая посетил и совершил в нем Литургию в 1908 году епископ Тихон, будущий всероссийский Патриарх. Эта церковь приютила первых эмигрантов после революции 1917 года. К сожалению, этот храм, находившийся в особняке, утрачен для Церкви, но с него берет свое начало община русской зарубежной общины в Гамбурге.

 

После войны в городе возникает несколько очагов православной молитвы, и все они располагаются в лагерях для «перемещенных лиц», но затем английские власти выделяют земельный участок для бедной русской общины. В 1965 году в Гамбурге освящается новый прекрасный храм св. прав. Прокопия Устюжского. Это замечательная церковь и дружный приход, с которым у нашей общины поистине братские отношения. Для меня храм св. Прокопия Устюжского особо дорог и тем, что там я встретил одно из первых известных мне изображений св. прав. Иоанна Кронштадтского. В дни, когда Русская Зарубежная Церковь прославила Всероссийского пастыря в 1964 году, проходила роспись нового храма в Гамбурге бароном Н. Б. фон Мейендорфом, и на стенах этой церкви появилась фреска св. Иоанна.

 

Какой процент православных христиан в Гамбурге?

 

В Германии проживает около 1,5 миллиона православных, представляющих третью по численности христианскую конфессию после протестантской и католической. В Гамбурге тоже около двух процентов горожан – православного вероисповедания, т.е. около 40-50 тыс. Но это официальная статистика, которая имеет слабое отношение к реально церковным и православным людям.

 

Почему ваш храм освящен в честь Иоанна Кронштадтского? С чем связана история его создания, строительства?

 

Мысль дать имя новообразованной общине в честь о. Иоанна родилась у основателя прихода, нашего сегодняшнего благочинного Северной Германии, протоиерея Бориса Устименко. В решении батюшки прослеживается очень справедливая логика. Гамбург и Санкт-Петербург – города-побратимы уже более 60 лет. Кронштадтский пастырь помогает укреплять наше духовное побратимство.

 

Гамбург – порт, и как Кронштадт в давние времена, характерен довольно невысокими нравственными традициями, которые православный приход призван преображать. Главная цель православной общины в диаспоре – научить людей молитве и активной церковности, сохранить для них культуру и веру. Поэтому образ о. Иоанна, миссионера среди собственного крещеного народа, очень понятен и актуален для каждого священника в русском Зарубежье.

 

Как Всероссийский батюшка помогает жизни вашего прихода? Происходили ли у вас чудесные истории, связанные с тем, как по молитвам святого разрешались какие-либо трудности?

 

Наши прихожане очень любят Кронштадтского батюшку. У нас совершается много молитв святому. Помощь праведного Иоанна наглядно видна, во-первых, в том, как вырос, благоустроился наш приход. Во-вторых, наш приход – литургически активная община. У нас народ очень любит причащаться, и это главная моя радость и явное чудо о. Иоанна.

 

На разных этапах строительства и благоустройства нашего храма я ощущал его помощь и даже почувствовал характер этой помощи. Батюшка помогает всегда, когда человеческие возможности уже исчерпаны, когда надеяться остается только на Господа и помощь о. Иоанна, и всегда посылается столько, сколько нужно; часто – чуть-чуть меньше, чтобы осталось место усердию всей общины. При участии нашей общины сделан немецкий перевод книги «Моя жизнь во Христе». Наши немецкие прихожане с удовольствием знакомятся с этим духовным произведением, правда, отмечают, что немецкому сердцу дается это нелегко.

 

Политические дискуссии внутри общины категорически запрещены

 

Много ли у вас прихожан? Каких национальностей?

 

Вы сами понимаете, если батюшка начнет вести таблицу с четким списком всех своих прихожан, то его сразу заподозрят в связях с КГБ, даже если его больше нет. Поэтому у нас есть весьма приблизительное понимание, что наша община насчитывает около двух тысяч прихожан, в той или иной степени активных. По национальности, это представители всех этносов, населявших некогда Советский Союз, много русских и коренных немцев, есть несколько семей греческих, болгарских и сербских – просто потому, что к нам им ближе ходить.

 

В нашем приходе много молодежи, много молодых семей. Например, в воскресение на Причастии редко бывает меньше ста детей. Украинцы есть – слава Богу, люди воцерковленные никуда не ушли. Политические дискуссии внутри общины мною категорически запрещены.

 

На каком языке у вас проходят службы?

 

Язык богослужения у нас преимущественно церковнославянский. В воскресение на Литургии мы вводим на немецком языке чтение Священного Писания, несколько ектений и молитву Господню.

 

Большой ли клир?

 

Хор у нас большой. У нас их даже несколько (молодежный, детский, народный и хор, поющий в деревянном храме на православном кладбище Гамбурга). На воскресном богослужении в соборе поет до 25 человек. Покойный владыка Феофан считал, что наш хор самый большой в епархии. В нашей общине сейчас три священника.

 

Насколько активна жизнь прихода?

 

Господь благословил наш приход большой радостью и ответственностью. В 2014 году приход получил приходской дом, который строился как духовно-культурный и образовательный центр. Мы решили воспринять гамбургскую традицию давать имена домам и назвали его «Домом Чайковского». Петр Ильич бывал в Гамбурге, любил Гамбург больше других немецких городов. Немцам близка и понятна музыка русского гения. Поэтому получилось так, что город даже переименовал площадь, на которой стоят храм и наш дом в площадь Чайковского.

 

В нашем же приходском центре имеется зал на 180 мест оборудованный как многофункциональных зал, в котором проводятся как приходские мероприятия, так и серьезные концерты классической музыки которые собирают большую немецкоязычную аудиторию. В нашем доме много интересных проектов, из которых упомяну академическую художественную школу, аудиторию русского языка и литературы, медицинский центр и комнаты для паломников, гостей прихода и приезжающих на лечение в Германию наших соотечественников.

 

Какую благотворительную работу ведут ваши прихожане? 

 

Благотворительная деятельность часто связана с тем, что духовенство и приходские волонтеры поддерживают приезжих в наш город на лечение. Наши священники посещают все гамбургские тюрьмы, прихожане ведут переписку с заключенными. Много в приходе различных молодежных, семейных и спортивных проектов.

 

Представлять Православную Церковь в Европе – большая ответственность

 

Батюшка, трудно ли быть православным священником в Германии? В чем сложнее, а в чем наоборот легче, по сравнению, скажем, с протестантским или католическим священнослужителем?

 

Мне трудно сравнивать свое служение с лютеранским или католическим духовенством. Единственно, что хотелось бы отметить, что за эти годы я встретил много очень ревностных священников – католических и лютеранских. Очень многому можно у них поучиться. Например, я очень дружил с пастором Паделем, который положил свою жизнь на обеспечение медицинским оборудование клиники св. Ксении Блаженной в Санкт-Петербурге. Искреннюю помощь нашей общине в поиске и приобретении собора оказала епископ Гамбурга (Лютеранской Церкви) Мария Йепсен, которая любила Православие, любила Санкт-Петербург.

 

Что же касается служения православного духовенства в Германии, то конечно, у нас есть большая ответственность представлять в этом обществе Православную Церковь. Внутренняя жизнь наших приходов характеризуется тем, что все наши общины представляют собой крепкие, дружные приходские семьи. Общинный дух очень важен в диаспоре.

 

С какими проблемами приходится сегодня сталкиваться православным, и в целом, верующим жителям Германии в настоящее время (ювенальная юстиция, секуляризация общества, миграция населения из традиционно нехристианских стран и т.д.)?

 

Нельзя сказать, что это проблемы только Германии, все эти вызовы стоят и перед Россией. Мигрантами занимается государство, огромные проекты ведут инославные церкви. Православная Церковь не в состоянии влиять на ситуацию. Скорее, перед нашими прихожанами стоит нравственная задача не преисполняться неприязнью к мигрантам. Конечно, встречаются проблемы с ювенальной юстицией, но это в основном смешанные семьи, которые разводясь, рвут детей на части, и здесь, конечно, вмешиваются государственные органы. Очень много скорбей у наших соотечественниц в подобных ситуациях. Чтобы у нормальной семьи отобрали детей – я таких ситуаций на нашем приходе за 15 лет не встречал.

 

Конечно, секулярное общество – это серьезный вызов для каждой семьи. Трудно детям, трудно родителям. Но ведь и эта ситуация не нова. Римское общество было еще дальше от христианских ценностей, чем современная Европа. Однако в нем жили, спасались, воспитывали настоящих христиан.

 

Какой лично Вам и, по Вашим наблюдениям, рядовым немцам видится сегодняшняя Россия? 

 

Большинство немецкого населения, которое черпают свои знания и эмоции о России из телевизионных новостей и материалов в интернете, относятся к нашей Родине подозрительно, с опаской, а иногда и откровенной неприязнью. Конечно, это не распространяется на тех людей, у кого есть русские друзья или тех, кто был в России. У этой категории людей отношение к России и русским очень теплое. Поэтому важно постоянное развитие контактов между нашими странами.

 

Слава Богу, в нашем городе очень благоприятная ситуация – Гамбург и Санкт-Петербург города-побратимы. Между нашими городами много сотрудничества на разных уровнях, и здесь постоянно бывает множество людей по обмену и взаимным контактам. Существует доброе партнерство и на церковном уровне между Санкт-Перебургской митрополией и Северо-Эльбской епархией Евангелическо-Лютеранской церкви. Это партнерство восходит еще к приснопамятному митрополиту Иоанну (Снычеву).

 

Часты ли визиты и встречи с единоверцами из России? Как часто Вы сами бываете в нашей стране?

 

Чаще всего эти визиты связаны с необходимостью пройти лечение в Германии. Приезжают и священники, и архиереи с такой же целью. Мы стараемся оказывать максимальную поддержку в таких случаях. Бывают и официальные делегации, которые никогда не проходят стороной наш храм, а часто и мы сами приглашаем ярких представителей православного духовенства выступить в нашем духовно-культурном и образовательном центре. Сам же я с семьей всегда провожу отпуск в России, где у нас есть дом – мы совершаем поездки, знакомясь с историей и святынями России.

 

Иоанновская семья приходит на помощь не только в России

 

Как ваш приход стал членом Иоанновской семьи? Что для вас означает быть ее частью?

 

Мы были приглашены к этому участию с момента возникновения Иоанновской семьи. У нас уже есть несколько человек, которые были участниками встреч в рамках Семьи. Каждое участие в проектах содружества – это целое потрясение. И организацией, и количеством участников, и атмосферой тепла друг другу, и почитания св. прав. Иоанна Кронштадтского. Очень радостно, что завязываются личные отношения между приходами и между священниками в рамках этого проекта. Невозможно забыть паломничество в Суру на миссионерском поезде, в котором мы участвовали в рамках Международных юбилейных торжеств (http://pravprihod.ru/pages/main/14_06_2015/index.shtml), посвященных 25-летию прославления в России Кронштадтского пастыря.

 

Однажды я пережил личную радость от общения с сомолитвенниками из Иоанновской семьи. Путешествуя на автомобиле в Россию, у меня случилась поломка машины в Финляндии. Была страшная жара, у меня в авто были маленькие дети, и я решил позвонить одному из модераторов Иоанновской семьи. Уже через два часа за нами приехал человек из Выборга, и дальше нас передавали «с рук на руки» до Петербурга. Там в одной семье, ставшей теперь нам очень близкой, нас накормили, напоили, переодели и помогли взять билеты на поезд до Москвы. Я был поражен уровнем организации и сердечностью людей. Во всем этом чувствовалась и отеческая рука о. Николая Беляева, старшего священника Иоанновского ставропигиального монастыря в Санкт-Петербурге (http://pravprihod.ru/prihod.shtml), и масштаб любви Кронштадтского батюшки.

 

По Вашему мнению, насколько полезно такое единение для прихода, для Православия в России и Германии в целом?

 

Понятно, что это очень востребованный и живой проект. Самое главное, что такое содружество порождает свою огромную «сеть любви» уже между членами приходов Иоанновской семьи. Наши прихожане, например, выходцы практически из всех уголков бывшего Советского Союза. Часто я слышу рассказы о том, как они приезжают в места своей юности, заходят в храмы. Когда это оказывается храм Иоанна Кронштадтского, то рассказывают, что и они из Иоанновского прихода в Германии. В таких случаях они всегда встречают много тепла и любви. Потом сохраняют постоянные живые контакты. Наверное, эти плоды самые радостные. 

 

Ваши пожелания Иоанновской семье.

 

Искренне верю в развитие и расширение Иоанновской семьи. Особую благодарность хочется высказать протоиерею Николаю Беляеву и его помощникам. Хотелось бы и нам, священникам, участникам Семьи, быть более активными помощниками в деле прославления великого Кронштадтского пастыря. Спаси Господи!

 

Протоиерей Сергий Бабурин о себе:

Я уроженец Радонежского края. Родился и вырос в Хотьково. Детство мое прошло в Троице-Сергиевой Лавре, где Господь послал мне мудрого духовника, который с трехлетнего возраста заботливо ведет меня по жизни. Несмотря на то, что я вырос в Лавре, мое первое образование художественное. После службы в армии окончил Московские Духовные школы. Служил два года в Москве, и с 2003 года назначен для служения Священным Синодом в Гамбург. С моей супругой мы познакомились в художественном училище, затем она тоже училась в стенах Троице-Сергиевой Лавры уже в иконописной школе. У нас пять мальчиков. Трое из них родились уже во время служения в Германии.

 

Интервью провел Геннадий Шипов,

фото из архива прот. Сергия.

Читайте также:

другие интервью в рубрике "Иоанновской семье - 10 лет"

 

Рассказать:

 

 

Наш публичный канал

 

 
наверх