Иоанновская семья

Храмы, монастыри, часовни, гимназии, приюты, братства, сестричества, благотворительные фонды, общества и иные православные организации, посвященные святому праведному Иоанну Кронштадтскому

Главная Иоанновская семья Слово пастыря Дух Святой будет в Церкви Христовой до скончания века

Дух Святой будет в Церкви Христовой до скончания века

 Св. прав. Иоанн Кронштадтский: слово в день Святой Троицы

При наступлении дня Пятидесятницы все Апостолы и верующие были единодушно вместе, и внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились, и явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них и исполнились все Духа Святаго и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать (Деян. 2:1-4).

Пресвятая Троице, даруй мне слово на день Твой! Да будет слово мое, бренного человека, достойно, насколько возможно, Твоей святыни, благости и правды, Твоей пре­мудрости, Твоего милосердия и щедрот к падшему человеческому роду; Твоего света неприступного, Твоей красоты! Вот, чем я начинаю слово в великий день Пятидесятницы, или сошествия Святого Духа на Христовых Апостолов и на всех верующих, именно — посильною хвалою Троице.

А вы, братья и сестры, чада Церкви святой, соборной и апостольской, со вниманием его послушайте.

Предмет слова — высочайший, как превысок над всем созданием своим Господь Бог безначальный, троичный Лицами и единый в существе Своем. В просторечии день этот называется Троицыным днем, потому что в сей день торжественно открылась Святая Троица — Бог Отец, пославший Духа Святого Апостолам, по ходатайству Сына Своего Господа Иисуса Христа, и Дух Святой, от Отца исходящий и чрез Сына нисшедший на Апостолов и умудривший их вещать о великих делах Божиих на разных языках, которым они не учились и коих не знали.

Дух Святый просветил и возродил Апостолов и все собрание в горнице так, что они сделались новыми людьми, очищенными от всякого греха, от всякой страсти плоти и духа, освятились и утвердились непоколебимо в вере, надежде и любви, при полной Божественной свободе, данной им чрез Христа Духом Святым. И сделались способными пронести проповедь о Христе Спасителе во все концы мира и насадить веру в Него. Ибо без веры никому невозможно спастись и начать новую жизнь. Кто во Христе, тот — новая тварь (2 Кор. 5:17).

Чтобы осмыслить, как должно, настоящий праздник Пятидесятницы или чудесного сошествия Святого Духа — всеблагого, всемогущего Творца, Просветителя, Обновителя и Утешителя словесной твари, вспомним, по руководству Слова Божия, каким был сотворен человек Богом в начале и каким он стал по своем вольном падении. 

Хотя тысячу тысяч раз всем известно, но повторим и еще известное, что человек сотворен по образу и подобию Божию с бессмертной душой, со свободной волей и с двумя возможностями: 

  • утвердиться навсегда в святости и послушании Творцу чрез исполнение какой-либо заповеди, вечно не грешить и не умирать;

  • и с возможностью преступить заповедь Творца, подвергнуться греху, смерти и всем бесчисленным вредным последствиям своеволия, и из существа доброго, простого стать злым и лукавым. 

Ибо один Бог не может никогда пасть и измениться. Заповедь Творца была нарушена: человек впал в непослушание и лукавство, раздвоился, стал чувствовать мучительную склонность ко всякому злу, неестественное равнодушие и холодность, неблагодарность к Богу, излившему на человека всякие милости для души и тела.

Человек должен был закалить себя, как закаляется глиняный горшок в огне, чрез исполнение заповеди Творца и остаться твердым в преданности Ему. А он закала и испытания не выдержал, не хотел выдержать и разбился — сделался лукавым и смертным. И таковым стало все человечество, от него происшедшее. 

Каждый человек стал чувствовать в себе войну и натиск греховных страстей, вражду к Богу Творцу, противление Его законам, склонность ко всякому беззаконию: люди стали враждовать между собою, воевать друг с другом. И, чтобы зло не сделалось скоро всеобщим и люди не истребили друг друга, Господь смешал языки человеков. Они не стали понимать друг друга и вынуждены были разойтись в разные стороны.

Человек пал по хитрому обольщению змия-человекоубийцы, как младоумный, неопытный, — и подвергся страшным бедствиям греха, проклятия и смерти. По человеколюбию к падшему Творец Сам восхотел быть Его Искупителем и Спасителем, взять на себя грех рода человеческого под условием веры человека в своего Искупителя и послушания Ему. 

Господь, как премудрый Врач Своего создания, врачует подобным подобное. Творец принимает на Себя образ человека, пребывая Богом. Растет и живет с человеками, — общится, единится с ними, беседует с ними, просвещает их Божественным словом, учит их притчами и простыми заповедями, врачует болезни, воскрешает мертвых, изгоняет бесов. Как Бог, повелевает всеми стихиями природы, страдает за грехи людей, как повинный, будучи ни в чем не виновен, ни в едином грехе, — чтобы заплатить долг правосудию Божию. Своею правдою и своими страданиями побеждает смерть и воскресает из мертвых, всех уверив в будущем общем воскресении. И по сорокадневном пребывании после воскресения и многократных осязательных явлений ученикам — возносится на небо и получает и по человечеству власть над всем миром. Славно, премудро до конца совершил Господь дело Отца Своего Небесного.

Особенно важнейшим делом Его было приготовить учеников, как посланников в мир, как просветителей и учителей человеческого рода, — как соль земли, как свет мира, — и Он в продолжение трех лет учил их великому делу святого Своего посольства и спасению человеков.

По Своем вознесении на небеса надобно было послать им Духа Святого, именно в виде огненных языков, чтобы просветить их, изваритъ их грех, укрепить в правде, обожить их и сделать их столпами веры и Церкви Своей. И это величайшее чудо совершилось в день Пятидесятницы, т. е. после пятидесяти дней славного Его воскресения и в десятый день по вознесении на Небо. И с того времени Дух Святой пребывает в Церкви Христовой, и будет в ней до скончания века, чтобы могущественно совершать спасение верующих.

Он и совершает во всех нас верующих чудное дело спасения, насколько кто имеет веры и усердия. Кто из вас этого не знает, не чувствует? Кто не испытал на себе благодати прощения грехов, утешения в сердцах и совести, после сердечного покаяния во грехах, после исполнения доброго дела и после причащения святых животворящих Тайн? А это совершается Духом Святым. 

Кто не испытал на себе утешения и радости при совершении Богослужения благочинном и благоговейном или при слушании и чтении слова Божия? Кто не испытал на себе обновления благодатного? Ибо Духом Святым всякая тварь словесная обновляется, очищается от скверны греха и освящается.

Празднуйте же в радости этот великий день сошествия Святого Духа на Апостолов и на Церковь Христову и старайтесь быть достойными ее членами.

Святому Духу — всякая всеспасительная вина: аще коему сей по достоянию (по достоинству) дхнет (вдохнет) скоро вземлет от земных возращает, восперяет, устрояет горе (Антидюм). Аминь.

Источник: Св. прав. Иоанн Кронштадтский. Новые грозные слова
о Страшном поистине Суде Божием, грядущем и приближающемся.
Скит, 1993. 112 с.
На фото: Храм в честь Двенадцати Апостолов
 Иоанновского монастыря в Санкт-Петербурге.
Фото: Иоанновский приход.

 

Никольский Морской собор
с приделом св. прав. Иоанна Кронштадтского,
г. Кронштадт, СПб.
Фото: milye-kartinki.ru.

Обратная связь

Бронирование приглашения на праздник «Рождество Христово»

Дата Время Количество человек
12 января (пятница)
15:00 – 18:30 для взрослых и детей, 7+
13 января (суббота)
11:00 – 13:00 для детей, 1+
15:00 – 18:30 для взрослых и детей, 7+
14 января (воскресенье)
11:00 – 13:00 для детей, 1+
15:00 – 18:30 для взрослых и детей, 7+
+

Бронирование приглашения на благотворительный концерт
«От героев былых времен...»

Количество приглашений
Ваш email
+